• Открытый конкурс и аукцион разница


    Эта статья опубликована в журнале Энергосовет № 2 (33) за 2014 г

    Скачать номер в формате pdf (4483 kБ)


    Рубрика: Энергосервис и ЭСКО
    Автор: А.Н. Борисов, Т.Н. Трефилова

     

    А.Н. Борисов, специалист по административным правоотношениям, финансам, налоговому праву;

    Т.Н. Трефилова, проректор по научной и инновационной деятельности, профессор кафедры государственных и корпоративных закупок ФГБОУ ДПО «Институт развития дополнительного профессионального образования» Министерства образования и науки Российской Федерации, член-корреспондент РАЕН, кандидат психологических наук, автор учебного курса повышения квалификации по контрактной системе, автор многочисленных публикаций по вопросам государственных, муниципальных и корпоративных закупок.

     

    Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - комментируемый Закон) принят на смену Федеральному закону от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о размещении заказов).

    Законопроект, принятый в качестве комментируемого Закона (при внесении в Государственную Думу законопроект имел название «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг»), разработан во исполнение поручения Президента РФ от 28 марта 2011 г. № Пр-772 о необходимости разработки и внесения пакета законопроектов, направленных на комплексное совершенствование законодательства в сфере государственных и муниципальных закупок и формирование федеральной контрактной системы, а также утверждение организационной структуры управления федеральной контрактной системой.

    В отношении необходимости принятия комментируемого Закона, его концепции и целей в пояснительной записке к его проекту отмечалось следующее:

    • разработка принципиально нового закона была необходима в связи с тем, что комплекс проблем в российском государственном заказе невозможно решить в рамках внесения изменений в действующее законодательство РФ в сфере государственных закупок;
    • законопроект учитывает имеющийся опыт осуществления государственных и муниципальных закупок, а также международную практику, в том числе основные положения модельного законодательства Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ);
    • целями законопроекта являются существенное повышение качества обеспечения государственных (муниципальных) нужд за счет реализации системного подхода к формированию, размещению и исполнению государственных (муниципальных) контрактов, обеспечение прозрачности всего цикла закупок от планирования до приемки и анализа контрактных результатов, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере обеспечения государственных и муниципальных нужд;
    • законопроект регулирует отношения, связанные с прогнозированием и планированием обеспечения государственных и муниципальных нужд в товарах, работах и услугах, осуществлением закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, мониторингом, контролем и аудитом за соблюдением требований, предусмотренных законопроектом.

    В качестве наиболее существенных новелл проекта комментируемого Закона его авторами названы (при этом следует учитывать, что отдельные из них претерпели изменения к моменту принятия данного Закона в окончательной редакции):

    1) размещение на официальном интернет-сайте для неограниченного доступа не только информации о проведении процедур, но и планов закупок, результатов аудита контракта. Публикации подлежат все существенные действия заказчика: обоснование цены контракта, выбор процедуры закупки, изменение или расторжение контракта;

    2) введение института общественного контроля за государственными закупками. В законопроекте предусмотрено положение о создании общественного совета по контролю за государственными закупками, наделенного конкретными полномочиями, вплоть до включения членов совета в конкурсные комиссии заказчиков;

    3) введение института контрактной службы заказчиков - подразделения, отвечающего за реализацию всего цикла закупок. Сотрудники контрактной службы несут персональную ответственность за соблюдение требований, предусмотренных законопроектом, и достижение поставленных задач в результате исполнения контракта;

    4) изменение подхода к определению исполнителя контракта. Перечень возможных процедур расширен таким образом, чтобы в зависимости от предмета закупки заказчик мог определить наиболее адекватный метод оценки предложений участников. Основной способ выбора исполнителя - открытый одноэтапный конкурс, что соответствует рекомендациям ЮНСИТРАЛ и мировой практике в целом. Электронный аукцион сохраняется только для закупок простых, типовых товаров;

    5) установление запрета на заключение контракта с единственным поставщиком в случае, если процедура не состоялась. Для таких ситуаций предусмотрено использование упрощенной короткой процедуры запроса предложений;

    6) введение антидемпинговых мер, а именно установление обязанности участника размещения заказа при представлении заявки, содержащей предложение о цене контракта на 25 или более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, представить расчет предлагаемой цены контракта и ее обоснование;

    7) введение процедуры изменения и расторжения контракта. При этом возможность изменения или расторжения контракта должна быть обоснована заказчиком в плане закупок, оговорена в документации о закупке и в контракте;

    8) введение качественного аудита результатов исполнения контрактов;

    9) утверждение организационной структуры управления федеральной контрактной системой.

    В связи с принятием комментируемого Закона авторами его проекта указывалось на необходимость внесения изменений в некоторые Федеральные законы, в том числе в закон 251-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

     

     

     

    1. Комментируемая статья устанавливает особенности заключения энергосервисных контрактов. В данной статье воспроизведены положения ст. 56.1 «Размещение заказов на энергосервис для нужд заказчиков» Закона о размещении заказов, образующей ранее гл. 7.1 названного Закона с тем же названием. Названная статья введена в Закон о размещении заказов Федеральным законом «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ), которым одновременно в п. 3 ст. 72 БК РФ включено дополнение, касающееся заключения государственных и муниципальных энергосервисных договоров (контрактов). Эти изменения приняты в рамках реализации положения ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ о том, что государственные или муниципальные энергосервисные договоры (контракты) заключаются и оплачиваются в соответствии с бюджетным законодательством РФ и законодательством РФ о размещении заказов.

    В части 1 комментируемой статьи воспроизведено и детализировано положение ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ, предусматривающее, что в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд государственные или муниципальные заказчики вправе заключать государственные или муниципальные энергосервисные договоры (контракты) (для обозначения таких договоров в комментируемой статье введено юридико-техническое сокращение «энергосервисный контракт»; в Законе о размещении заказов использовалось несколько иное сокращение - «контракт на энергосервис»). При этом учтены положения ст. 19 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ, посвященные энергосервисному договору (контракту). Так, согласно ч. 1 указанной статьи предметом энергосервисного договора (контракта) является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком. Соответственно, понятие «энергосервисный договор (контракт)» определено в п. 8 ст. 2 данного Закона как договор (контракт), предметом которого является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком.

    2. В части 2 комментируемой статьи установлено, что энергосервисный контракт заключается отдельно от контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, на оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению, по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам), на поставки электрической энергии, мазута, угля, на поставки топлива, используемого в целях выработки энергии (далее по тексту статьи в юридико-технических целях обозначается сокращением «поставки энергетических ресурсов»).

    Иначе говоря, данная норма не допускает включения в такие контракты на поставки энергетических ресурсов условий энергосервисного контракта. Это является изъятием из общего правила, содержащегося в ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ, в соответствии с которым (в ред. Федерального закона от 10 июля 2012 г. № 109-ФЗ) по согласованию между покупателем энергетических ресурсов и лицом, имеющим в соответствии с законодательством РФ право на осуществление продажи, поставок, передачи соответствующих энергетических ресурсов такому покупателю, условия энергосервисного договора (контракта) могут включаться в договоры купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов (за исключением природного газа, неиспользуемого в качестве моторного топлива) при условии соблюдения требований, установленных ч.ч. 1 и 2 ст. 19 данного Закона.

    В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи заключение энергосервисного контракта осуществляется в порядке, установленном комментируемым Законом, с учетом положений, предусмотренных данной статьей.

    3 - 16. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает особенности определения начальной (максимальной) цены энергосервисного контракта (цены лота). Согласно данной норме такая цена определяется с учетом фактических расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов за прошлый год и не может превышать указанные расходы с учетом особенностей, установленных Правительством РФ в соответствии с ч. 19 данной статьи. В указанной норме, в свою очередь, предусмотрено, что Правительством РФ наряду с прочим устанавливаются особенности определения начальной (максимальной) цены энергосервисного контракта (цены лота) (в том числе период, за который учитываются расходы заказчика на поставки энергетических ресурсов).

    В части 3 комментируемой статьи также предусмотрено, что в конкурсной документации, документации об аукционе, извещении о проведении запроса котировок указывается начальная (максимальная) цена энергосервисного контракта (цена лота), в том числе расходы на поставки энергетических ресурсов, в отношении каждого вида товаров, работ, услуг с указанием количества таких товаров, работ, услуг и стоимости единицы каждого товара, каждой работы, каждой услуги. Часть 4 данной статьи устанавливает, что при заключении энергосервисного контракта проект такого контракта, направляемый заказчиком поставщику, должен быть основан на объеме потребления энергетических ресурсов, согласованном в установленном законодательством РФ порядке.

    Кроме того, в ч. 3 комментируемой статьи определены три варианта условий, один из которых в обязательном порядке указывается в конкурсной документации, документации об аукционе, извещении о проведении запроса котировок. В части 5 данной статьи предусмотрено, что заказчик, уполномоченный орган, уполномоченное учреждение в конкурсной документации, документации об электронном аукционе, извещении о проведении запроса котировок вправе указать предельный размер возможных расходов заказчика в связи с исполнением энергосервисного контракта.

    В зависимости от того какой вариант избран, применяются следующие особенности заключения энергосервисных контрактов.

     

    Фиксированный размер экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, максимальный процент указанной экономии, который может быть уплачен исполнителю в соответствии с энергосервисным контрактом (п. 1 ч. 3 комментируемой статьи).

    При заключении энергосервисного контракта путем проведения конкурса или запроса котировок заказчик, уполномоченный орган, уполномоченное учреждение согласно п. 1 ч. 6 комментируемой статьи указывают также в конкурсной документации или извещении о проведении запроса котировок на необходимость включения в заявку на участие в конкурсе или заявку на участие в запросе котировок предложения о цене контракта или о проценте экономии.

    В соответствии с ч. 7 комментируемой статьи при заключении энергосервисного контракта путем проведения конкурса или запроса котировок заявка на участие в конкурсе или заявка на участие в запросе котировок должна содержать предложения, предусмотренные п.п. 1-3 ч. 6 данной статьи, в зависимости от условий, предусмотренных конкурсной документацией или извещением о проведении запроса котировок.

    При заключении энергосервисного контракта путем электронного аукциона такой аукцион согласно п. 1 ч. 10 комментируемой статьи проводится путем снижения цены энергосервисного контракта или процента экономии.

    Как предусмотрено в п. 1 ч. 13 комментируемой статьи, энергосервисный контракт заключается по цене, которая определяется в виде фиксированного процента экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, предложенного участником закупки, с которым заключается такой контракт.

    В соответствии с ч. 14 комментируемой статьи при заключении энергосервисного контракта в нем указывается экономия в натуральном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов по каждому виду таких ресурсов, рассчитываемая из фиксированного размера экономии в денежном выражении, а также стоимости единицы каждого товара, каждой работы или каждой услуги, указанных в конкурсной документации, документации об электронном аукционе, извещении о проведении запроса котировок. Согласно части 15 данной статьи при заключении энергосервисного контракта в этом контракте также указывается предложенный участником закупки процент экономии соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов. Там же установлено, что процент такой экономии, указанный в энергосервисном контракте, не может изменяться в ходе исполнения этого контракта.

    Пункт 1 ч. 16 комментируемой статьи предусматривает, что размер обеспечения исполнения энергосервисного контракта определяется заказчиком в документации о закупке от 5 до 30% от такой величины, как максимальный процент фиксированного размера экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, который может быть уплачен исполнителю по энергосервисному контракту.

     

    Подлежащий уплате исполнителю в соответствии с энергосервисным контрактом фиксированный процент экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, минимальный размер указанной экономии в денежном выражении (п. 2 ч. 3 комментируемой статьи).

    При заключении энергосервисного контракта путем проведения конкурса или запроса котировок заказчик, уполномоченный орган, уполномоченное учреждение согласно п. 2 ч. 6 комментируемой статьи указывают также в конкурсной документации или извещении о проведении запроса котировок на необходимость включения в заявку на участие в конкурсе или заявку на участие в запросе котировок предложения о сумме, определяемой как разница между соответствующими расходами заказчика на поставки энергетических ресурсов (начальной (максимальной) ценой контракта) и предложенной участником закупки экономией в денежном выражении указанных расходов заказчика.

    В соответствии с ч. 7 комментируемой статьи при заключении энергосервисного контракта путем проведения конкурса или запроса котировок заявка на участие в конкурсе или заявка на участие в запросе котировок должна содержать предложения, предусмотренные п.п. 1-3 ч. 6 данной статьи, в зависимости от условий, предусмотренных конкурсной документацией или извещением о проведении запроса котировок.

    В части 8 комментируемой статьи установлено, что победителем запроса котировок признается лицо, сделавшее предложение о наиболее низкой сумме. Согласно части 9 данной статьи для определения лучших условий исполнения энергосервисного контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия вместо такого критерия оценки заявки на участие в конкурсе, как цена контракта, оценивает и сопоставляет такой критерий, как предложение о сумме, в целях выявления лучших условий исполнения этого контракта, соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, которые заказчик осуществит в результате заключения, исполнения энергосервисного контракта, а также расходов, которые заказчик понесет по энергосервисному контракту. При этом рассмотрение и оценка заявок на участие в конкурсе в соответствии с таким критерием, как предложение о сумме, осуществляются в порядке, установленном Правительством РФ в соответствии с ч. 8 ст. 32 комментируемого Закона в отношении такого критерия, как цена контракта, с учетом особенностей, установленных комментируемой статьей.

    При заключении энергосервисного контракта путем электронного аукциона такой аукцион согласно п. 2 ч. 10 комментируемой статьи проводится путем снижения предложения о сумме, определяемой как разница между соответствующими расходами заказчика на поставки энергетических ресурсов (начальной (максимальной) ценой контракта) и предложенной участником такого аукциона экономией в денежном выражении указанных расходов. В части 11 данной статьи победителем электронного аукциона признается лицо, сделавшее предложение о наиболее низкой сумме.

    Как предусмотрено в п. 2 ч. 13 комментируемой статьи, энергосервисный контракт заключается по цене, которая определяется в виде фиксированного процента экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, предложенного участником закупки, с которым заключается такой контракт.

    В соответствии с частью 14 комментируемой статьи при заключении энергосервисного контракта в нем указывается экономия в натуральном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов по каждому виду таких ресурсов, рассчитываемая из предложенной участником закупки экономии в денежном выражении указанных расходов, а также стоимости единицы каждого товара, каждой работы или каждой услуги, указанных в конкурсной документации, документации об электронном аукционе, извещении о проведении запроса котировок. Согласно части 15 данной статьи при заключении энергосервисного контракта в этом контракте также указывается предложенный участником закупки фиксированный процент экономии соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов. Там же установлено, что процент такой экономии, указанный в энергосервисном контракте, не может изменяться в ходе исполнения этого контракта.

    Пункт 2 ч. 16 комментируемой статьи предусматривает, что размер обеспечения исполнения энергосервисного контракта определяется заказчиком в документации о закупке от 5 до 30% от такой величины, как фиксированный процент минимального размера экономии в денежном выражении расходов заказчика на поставки соответствующих энергетических ресурсов, подлежащий уплате исполнителю по энергосервисному контракту.

     

    Минимальный размер экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, максимальный процент указанной экономии, который может быть уплачен исполнителю в соответствии с энергосервисным контрактом (п. 3 ч. 3 комментируемой статьи).

    При заключении энергосервисного контракта путем проведения конкурса или запроса котировок заказчик, уполномоченный орган, уполномоченное учреждение согласно п. 3 ч. 6 комментируемой статьи указывают также в конкурсной документации или извещении о проведении запроса котировок на необходимость включения в заявку на участие в конкурсе или заявку на участие в запросе котировок предложения о сумме, определяемой как разница между соответствующими расходами заказчика на поставки энергетических ресурсов (начальной (максимальной) ценой контракта) и экономией в денежном выражении указанных расходов заказчика, предложенной участником закупки и уменьшенной на стоимостную величину, соответствующую предложенному участником закупки проценту такой экономии.

    В соответствии с ч. 7 комментируемой статьи при заключении энергосервисного контракта путем проведения конкурса или запроса котировок заявка на участие в конкурсе или заявка на участие в запросе котировок должна содержать предложения, предусмотренные п.п. 1-3 ч. 6 данной статьи, в зависимости от условий, предусмотренных конкурсной документацией или извещением о проведении запроса котировок.

    В части 8 комментируемой статьи установлено, что победителем запроса котировок признается лицо, сделавшее предложение о наиболее низкой сумме. Согласно части 9 данной статьи для определения лучших условий исполнения энергосервисного контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия вместо такого критерия оценки заявки на участие в конкурсе, как цена контракта, оценивает и сопоставляет такой критерий, как предложение о сумме, в целях выявления лучших условий исполнения этого контракта, соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, которые заказчик осуществит в результате заключения, исполнения энергосервисного контракта, а также расходов, которые заказчик понесет по энергосервисному контракту. При этом рассмотрение и оценка заявок на участие в конкурсе в соответствии с таким критерием, как предложение о сумме, осуществляются в порядке, установленном Правительством РФ в соответствии с ч. 8 ст. 32 комментируемого Закона в отношении такого критерия, как цена контракта, с учетом особенностей, установленных комментируемой статьей.

    При заключении энергосервисного контракта путем электронного аукциона такой аукцион согласно п. 3 ч. 10 комментируемой статьи проводится путем снижения предложения о сумме, определяемой как разница между соответствующими расходами заказчика на поставки энергетических ресурсов (начальной (максимальной) ценой контракта) и экономией в денежном выражении указанных расходов, предложенной участником такого аукциона и уменьшенной на стоимостную величину, соответствующую предложенному участником такого аукциона проценту этой экономии. В части 11 данной статьи победителем электронного аукциона признается лицо, сделавшее предложение о наиболее низкой сумме. В соответствии с ч. 12 данной статьи при заключении энергосервисного контракта победитель электронного аукциона или участник данного аукциона, с которым заключается энергосервисный контракт при уклонении от заключения контракта этого победителя, определяет размер экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов и процент такой экономии, с учетом предусмотренных документацией об электронном аукционе минимального процента такой экономии и максимального процента такой экономии, а также предложения о сумме этого победителя или этого участника.

    Как предусмотрено в п. 3 ч. 13 комментируемой статьи, энергосервисный контракт заключается по цене, которая определяется в виде процента экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, предложенного участником закупки, с которым заключается такой контракт.

    В соответствии с ч. 14 комментируемой статьи при заключении энергосервисного контракта в нем указывается экономия в натуральном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов по каждому виду таких ресурсов, рассчитываемая из предложенной участником закупки экономии в денежном выражении указанных расходов, а также стоимости единицы каждого товара, каждой работы или каждой услуги, указанных в конкурсной документации, документации об электронном аукционе, извещении о проведении запроса котировок. Согласно части 15 данной статьи при заключении энергосервисного контракта в этом контракте также указывается предложенный участником закупки процент экономии соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов. Там же установлено, что процент такой экономии, указанный в энергосервисном контракте, не может изменяться в ходе исполнения этого контракта.

    Пункт 3 ч. 16 комментируемой статьи предусматривает, что размер обеспечения исполнения энергосервисного контракта определяется заказчиком в документации о закупке от 5 до 30% от такой величины, как максимальный процент минимального размера экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, который может быть уплачен исполнителем по энергосервисному контракту.

    В части 17 комментируемой статьи определено содержание обязательства исполнителя, предусматриваемого энергосервисным контрактом, - это обеспечение предусмотренной контрактом экономии в натуральном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов без учета экономии в стоимостном выражении. При этом принимаются во внимание требования к условиям исполнения энергосервисного контракта, установленные в соответствии с ч. 19 данной статьи. В указанной норме, в свою очередь, предусмотрено, что Правительством РФ наряду с прочим устанавливаются требования к условиям исполнения энергосервисного контракта, включая условия об оплате такого контракта (в части порядка определения фактически сложившихся цен (тарифов) на энергетические ресурсы в целях оплаты такого контракта).

    Часть 18 комментируемой статьи указывает на особенность оплаты энергосервисного контракта. Так, установлено, что оплата такого контракта осуществляется исходя из размера предусмотренных этим контрактом экономии в натуральном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, а также процента такой экономии, определенной в стоимостном выражении по ценам (тарифам) на соответствующие энергетические ресурсы, фактически сложившимся за период исполнения этого контракта.

    В части 19 комментируемой статьи предусмотрено, что Правительством РФ устанавливаются: во-первых, требования к условиям исполнения энергосервисного контракта, включая условия об оплате такого контракта (в части порядка определения фактически сложившихся цен (тарифов) на энергетические ресурсы в целях оплаты такого контракта); во-вторых, особенности определения начальной (максимальной) цены энергосервисного контракта (цены лота) (в том числе период, за который учитываются расходы заказчика на поставки энергетических ресурсов).

    Ранее такое положение было закреплено в ч. 17 ст. 56.1 Закона о размещении заказов, на основании которого издано Постановление Правительства РФ от 18 августа 2010 г. № 636 «О требованиях к условиям контракта на энергосервис и об особенностях определения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) на энергосервис». Названным Постановлением установлены: требования к условиям контракта на энергосервис; особенности определения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) на энергосервис.

    Все статьи рубрики Энергосервис и ЭСКО

    Архив номеров

    Выпуски за 2009 год: №1 (1), №2 (2), №3 (3), №4 (4), №5 (5),

    Выпуски за 2010 год: №1 (6), №2 (7), №3 (8), №4 (9), №5 (10), №6 (11), №7 (12), №8 (13),

    Выпуски за 2011 год: №1 (14), №2 (15), №3 (16), №4 (17), №5 (18), №6 (19),

    Выпуски за 2012 год: №1 (20), №2 (21), №3 (22), №4 (23), №5 (24), №6 (25),

    Выпуски за 2013 год: №1 (26), №2 (27), №3 (28), №4 (29), №5 (30), №6 (31),

    Выпуски за 2014 год: №1 (32), №2 (33) , №3 (34), №4 (35), №5 (36), №6 (37),

    Выпуски за 2015 год: №1 (38), №2 (39), №3 (40), №4 (41), №5 (42),

    Выпуски за 2016 год: №1 (43), №2 (44), №3 (45), №4 (46),

    Выпуски за 2017 год: №1 (47), №2 (48), №3 (49), №4 (50),

    Выпуски за 2018 год: №1 (51).

    Статьи по темам

    Энергетика (8) ,
    Энергоэффективное строительство (17) ,
    Возобновляемые источники энергии (20) ,
    Региональный опыт (3) ,
    О работе НП "Энергоэффективный город" (5) ,
    Энергоменеджмент (4) ,
    Энергоэффективные здания (0) ,
    Информация о работе Координационного совета (124) ,
    Экономика и управление (129) ,
    Теплоснабжение (68) ,
    Энергоэффективное освещение (53) ,
    Учет энергоресурсов (16) ,
    Энергосервис и ЭСКО (45) ,
    Электроснабжение (13) ,
    Когенерация (4) ,
    Мировой опыт энергосбережения (41) ,
    Новые технологии (45) ,
    Энергетические обследования и энергоаудит (30) ,
    Обзор СМИ (5) ,


    Источник: http://www.energosovet.ru/bul_stat.php?idd=459



    Рекомендуем посмотреть ещё:


    Закрыть ... [X]

    В чем Мое конкурс с кошками

    Открытый конкурс и аукцион разница Открытый конкурс и аукцион разница Открытый конкурс и аукцион разница Открытый конкурс и аукцион разница Открытый конкурс и аукцион разница Открытый конкурс и аукцион разница

    ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ


    narod-sud.ru